



Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом – увеличение детей с различными нарушениями речи. В МАДОУ «Детский сад № 15» наряду с логопедическими коррекционными индивидуальными и подгрупповыми занятиями, речевому развитию уделяется много времени и в режимных моментах. Одной из интересных и нестандартных форм такой работы является логопедическая неделя, которая не только стимулирует познавательную активность, но и повышает результативность коррекционно-развивающей работы в целом. Поэтому с целью создания условий для формирования у детей мотивации к исправлению речевых дефектов и проявления коммуникативно-речевого потенциала с 13 по 17 ноября 2023 была проведена неделя логопедии «Речевой калейдоскоп».
Основными участниками логопедической недели были воспитанники всех возрастных групп, родители и педагоги. Информация о проведении логопедической недели была представлена в виде красочного объявления и плана недели, а также в течение всей тематической недели они имели возможность посетить запланированные мероприятия. Каждый день недели был посвящен какой-то теме.
Понедельник прошел под названием «День речевичков». В этот день мероприятия были посвящены развитию артикуляционной моторики и логоритмики. Во всех возрастных группах прошла логопедическая акция «Сказка о весёлом язычке» и АРТЗАРЯДКА «Делай с нами, делай, как мы!».
В этот же день в 1 подготовительной группе «Ромашки» и во 2 подготовительной группе «Жемчужинки» прошла логопедическая викторина «Говорун-шоу». Команды «Грамотеи» и «Знайки» соревновались в умениях отгадывать загадки и устанавливать причинно-следственные связи; подбирать слова антонимы и согласовывать числительные с существительными; образовывать уменьшительно-ласкательную форму прилагательных с существительными, составлять слова из букв и др.
В средних группах «Подсолнушки» и «Гномики» прошли игровые занятия «Индейцы майя». Ребята превратились в индейцев и посетили лес смелого воина, с которым поиграли в игру «Эхо». В деревне охотников воспитанники выполнили артикуляционную гимнастику «Обезьянки» и научились выражать эмоции с помощью мимики. Побывав в пещере храброго охотника, ребята вспомнили диких и домашних животных.
Вторник — «Ушки на макушке». В этот день в фойе была оформлена очень яркая, выставка детских рисунков «Веселые скороговорки в картинках». В выставке участвовали педагоги, воспитанники и родители старших и подготовительных групп. Для педагогов и родителей было выпущено три номера развивающей газеты «Звуковичок».
В 1 младшей группе «Колокольчики» и во 2 младшей группе «Почемучки» прошли игровые занятия с элементами логоритмики «В лес за грибами». Малыши послушали звук дождя, который мешал отправиться в лес за грибами, выполнили артикуляционную и пальчиковую гимнастику, дыхательные упражнения. Ребята рассмотрели, какого цвета осенью листочки, закрепив знания цветов, и исполнили «Танец листьев». В ходе занятия малыши превращались в птичек, зайчиков, медведей и лисичек. Собрав грибы ребята, возвратились в детский сад на автобусе под музыку Е. Железновой «Вот мы в автобусе сидим».
Воспитанники подготовительных групп ответили на вопрос «Кто такой учитель-логопед?» Наверняка мало кто задумывался, что учитель-логопед не только «занимает детей зарядкой», «учит тренироваться языком», «поправляет не выговариваемые буквы», но и как-то «логопедует».
Среда — «Мастерская красивой речи». Для педагогов была организована деловая игра «Бумеранг знаний». Разделившись на две команды, педагоги выполняли артикуляционную гимнастику, прошли «Блиц-опрос», в ходе которого посоревновались в знании основных компонентов речи дошкольников, работали с существительными, глаголами, наречиями и прилагательными, провели звуко-буквенный анализ слов, подбирали к каждой букве слова «логопед» слова-ассоциации, связанные с логопедической деятельностью. Не оставил никого равнодушными «Бой скороговорок» и «Бумеранг знаний» педагоги продемонстрировали свои знания, и получили положительные эмоции.
В литературном празднике «Поэтическая мозаика» приняли участие воспитанники от 3 до 7 лет, они выучили стихи на тему «Родина у всех одна!» и продемонстрировали свои умения декламировать стихи чётко, выразительно и эмоционально.
Четверг прошел под девизом «Играем – речь развиваем». В этот день воспитанники младших, средних и старших групп выполняли пальчиковую гимнастику, а воспитанники подготовительных групп представили занимательные нейроигры.
С целью формирования положительной мотивационной направленности к логопедическим занятиям посредством разнообразной двигательной деятельности в старших группах «Котята» и «Звездочки» была проведена логоспартакиада «Ловкий грамотей». В начале мероприятия учитель-логопед и инструктор по физической культуре провели с детьми веселую разминку «Муха-справа, муха — слева» и разделили детей на 2 команды «Здоровячки» и «Крепыши». Ребята соревновались в скорости, ловкости и выносливости, учились действовать в команде, развивали фонематический слух, зрительно-двигательную координацию, внимание, речевую память. Команды приняли участие в играх «Собери букву», «Противоположные слова» «Какой, какая, какие», «Назови одним словом». Выполнение заданий оценивало компетентное жюри. По результатам соревнований обе команды набрали равное количество баллов, поэтому победила дружба!!!
Для родителей воспитанников, имеющих нарушения речи, был проведен тренинг «Как научить ребенка говорить или простые секреты формирования речи», в ходе которого взрослые учились выполнять упражнения на дыхание, артикуляционную гимнастику, игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук. Мероприятие помогло повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития дошкольников.
Пятница — «День Язычка и ветерка». С целью установления с детьми эмоционально-положительного контакта, интереса к совместной со взрослым деятельности и стимулирование умения передавать в игре-имитации образ зверей в для воспитанников группы раннего возраста «Смешарики» были организованы игры-имитации со звукоподражанием. Дети создавали образы с помощью интонации, мимики, жестов, а также учились согласовывать движения с текстом.
В этот же день была организована выставка конкурсных работ «Как умелые ручки язычку помогали». В конкурсе приняли участие родители всех возрастных групп. Они изготовили дидактические пособия для развития речевого дыхания и артикуляционного аппарата. Родители проявили активный интерес и творческие способности при создании пособий. Все семьи принявшие участие были отмечены грамотами за 1, 2, 3 места.
Всю неделю дети с радостью и желанием шли в детский сад, в предвкушении того, что же ждёт их сегодня. Каждый логопедический день проходил оживленно, весело, интересно, и с пользой. Опыт проведения нашей необычной недели показал, что такие мероприятия нужны, ведь дети получают положительные эмоции, радость от общения и новые знания.
Хочется выразить большую благодарность и искреннюю признательность всем педагогам и родителям, помогавшим реализовать неделю логопедии на высоком уровне!